(495) 788-80-51
(495) 788-80-52
(495) 964-83-50
print@lquest.ru

Спецпредложения

Оборудование

Мы печатаем:



Из свежеотпечатанного. Наши новые работы

Полиграфия. История и современность

Плакат как полиграфическое изделие. Роль плаката. Производство и изготовление плакатов

Годом рождения плаката официально считается 1482 год. Именно тогда был изготовлен тираж рекламных афиш очередного издания  книги «Геометрии Эвклида». Книготорговец Батдольд одним из первых догадался, что рисунок с призывом что-то купить лучше обычных уличных зазывал. Жаль, что этот первенец нового направления в зарождающейся всемирной полиграфии не сохранился для потомков. Но вот последующие рекламные произведения стали достоянием истории. Так, например, реклама романа о рыцарях  и прекрасных дамах, выпущенная в 1491 году, дожила и до наших дней. Техника исполнения таких плакатов была примитивна, но достаточно сложна. На доске, прочных пород древесины или на камне вырезалось изображение и текст. Затем на них наносилась краска, клался лист бумаги и, придавливая его прессом, получали оттиск. Так раз за разом. Понятно, что качество изображения матрицы зависело от большого количества разнообразных деталей, выполненных гравером, а качество оттиска и тиража – от терпения  накатчика.

Потребовались столетия, прежде чем плакат стал цветным. И дело не в изобретении типографских красок. Их китайцы придумали значительно раньше. Надо было сообразить, как их совместить при печати между собой  на бумаге. Готовились отдельные матрицы под каждый цвет, и печать шла шаг за шагом.  В начале использовали две-три краски – черную, красную и синюю. Технология изготовления других была еще сложна. Печатали ими, как получится. Не всегда удавалось точно совместить оттиски с различных матриц, но и это уже был успех. Привлекательность рекламы усилилась. Когда же был изобретен печатный станок-автомат, а производство красок наладилось до промышленных объемов, вот тогда и началась настоящая эра плаката. Но и здесь потребовались годы и годы.

А пока плакат взрослел, приобретал традиции и выбирал пути своего развития.  Одним из первых его завоеваний – признание необходимости таких изданий  не только в Европе, но и  в Новом Свете. Расстояния и разные языки породили и разные названия одного и того же. Так во Франции прижилось название афиша, в Германии – плакат, а в молодой тогда Америке – постер. Но суть издания не менялась. Но вот привлекательность, способы быстрого обращения внимания на плакат, требовали все новых и новых решений. К работе над созданием рекламных афиш стали привлекать как известных, так и молодых, неожиданных в своем творчестве художников. Одним из ярких родоначальников рекламного плаката был французский художник Тулуз Лотрек.  Яркие рекламные афиши скандально-знаменитого кабаре Молен Руж принесли славу и признание самому художнику, не говоря уже и о дополнительной рекламе самому заведению и солистам карде балета. Именно тогда, в конце ХIX века, благодаря приходу в зарождающиеся сообщество плакатистов талантливых художников, афиша становится отдельным видом искусства. Приобретает свои законы жанра, технику исполнения и оформления, яркость изображения, лаконизм текста, запоминаемость даже при мимолетном взгляде. Рекламный плакат в так сказать «чистом виде» развивался стремительно вплоть до середины-конца прошлого века. Сейчас же кино или театральные, да просто зрелищные афиши потеряли былой блеск и привлекательность. Причин такому  странному явлению, по всей видимости, несколько. Но это отдельная тема, достойная отдельного разговора «о времени и о себе».

В начале ХХ века плакатное искусство было признано на государственном уровне. Выразилось это в заказе социально значимой рекламы не только потребительских товаров, а в призыве граждан страны ко вся кому роду социальной поддержки замыслов правительства. Тематика была поистине все объемлющей – сельское хозяйство и промышленность,  денежные вклады и борьба с пороками общества. Особый размах плакатное творчество получило в годы Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн. Этот период в искусстве создания агитационного плаката до сих пор является темой для многих исследователей живописи. Отдельной темой в творчестве художников плакатистов стало создание политического плаката. Противостояние двух идеологических систем, порождало удивительные произведения, не только в рисунке, но и в текстовом оформлении изданий.

Сегодняшнее состояние плакатного творчества, к сожалению, утрачивает былую привлекательность. Это связано и с отсутствием ярких художников-оформителей, и с появлением доступных, но стандартизированных средств компьютерной графики. И лишь за редким исключением можно встретить действительно интересные работы дизайнеров-плакатистов.  

Возврат к списку