(495) 788-80-51
(495) 788-80-52

print@lquest.ru

Спецпредложения

Оборудование

Мы печатаем:



Из свежеотпечатанного. Наши новые работы

Полиграфия. История и современность

Всё ли можно называть книгой или о том, что и как называют полиграфисты

Утверждают, что в доисторические времена все люди говорили на одном языке. Скорее всего, так и было. Это ведь достаточно удобно и рационально. Куда бы человек ни пришел – его без труда поймут окружающие. Но однажды все изменилось. Человечество приобрело множество языков, наречий, диалектов. Когда же стала развиваться наука и техника, то в человеческое общение пришел новый язык, новое средство общения, доступное той или иной категории людей, занимающихся, проектированием или лечением, запуском ракет или изготовлением книг. Это - язык профессионалов. 

Появление такого языка – закономерно. Ведь надо же как-то назвать из чего состоит крыло самолета или разнообразные инструменты для обработки железа. Причем за каждым названием кроется точное определение только для одной группы или одного предмета. В быту мы позволяем себе разнообразие названий одного и того же. В Москве, к примеру, говорят - батон, а в Северной столице – булка. Но всем понятно, что говорят о хлебе. В технике или науке - такое недопустимо. Не скажет же хирург медицинской сестре – «дайте мне нож!» Хотя в просторечии и говорят – «без ножа зарезал». А профессионал уточнит – скальпель, стилет.... 

Есть свой профессиональный язык и у полиграфистов. Слова в этом языке в основном французские и немецкие. Так уж исторически сложилось, что именно во Франции и Германии начиналось печатное дело. Много терминов и на английском языке. Как и в любой области науки и техники, где необходимо объяснятся профессионалу и обычному потребителю – пользователю, существуют словари. Есть и переводчики с языка обычного человека на профессиональный. Полиграфия, конечно, не исключение. 

В деятельности любой фирмы или предприятия, в не зависимости от того, чем оно занято, наступает момент, когда необходимо создать рекламные материалы или издать отчет о проделанной работе, или в упаковку, собранного вашим заводом прибора, вложить многостраничную инструкцию. 

Если Вы никогда с такой работой не сталкивались, то предстоит выполнить ряд действий, кажущихся на первый взгляд очень простых. В середине 60-х годов прошлого века у операторов электронно-вычеслительных машин существовала инструкция. Первым пунктом в ней значилось – подойти к машине. При всей анекдотичности сего постулата, этот пункт документа помогал оператору, не всегда представляющему как устроена и как работает ЭВМ, правильно и без существенных ошибок начать работу. 

Так с чего же начать Вам? Подождите браться за телефонную трубку и звонить в первую попавшую типографию или рекламное агенство. Это как раз будет последним этапом. Кажется, что это очевидно. Но, уверяю Вас, многие наши заказчики начинают именно с телефонного звонка. Разговор, как правило, получается бестолковый. Заказчик не очень представляющий, что он хочет получить, и сотрудник типографии, не очень понимающий, что от него хотят, говорят друг с другом на РАЗНЫХ языках. При этом каждый удивляется бестолковости собеседника. 

Что же и как надо сказать, чтобы типография поняла Вас? Для начала давайте запомним, что и как называют полиграфисты. Самое простое издание – это ПЛАКАТ. За границей его называют ПОСТЕР. Хотя слова и разные, но суть их одна - лист бумаги запечатан с одной стороны. Плакаты стараются оформлять красочно и броско. Если же больше важен информационный текст, то такой плакат называется АФИША. Понятно, что такая продукция должна быть не только броской, но и большой по размеру. Младшей (по размеру) сестренкой плаката служит заказчикуЛИСТОВКА. Большой популярностью такое изделие пользовалось у революционеров. Раздавать и спрятать легко. Да и сегодня красочная листовка – основной рекламный материал. Студенты, раздающие листовки у станции метро, битком набитые почтовые ящики разнообразными листовками, стенды на выставках – вот далеко не полный перечень, где Вы встречаетесь с этим «портативным» изданием. Размер листовки может быть разным. Каким? Тут следует сделать небольшое отступление и рассказать о форматах изданий.

В полиграфии принято измерять издания в долях листа или в миллиметрах. В главе, где рассказывается о форматах бумаги, Вы можете посмотреть стандарты листов для печати. Итак, возьмем, к примеру, лист формата А1. Если его сложить пополам, то получим формат А2. Его, как и предыдущий, используют для печати плакатов и афиш. Теперь сложим лист А2 еще раз по палам. Получим формат А3. На таком формате тоже печатают плакаты, но реже. Чаще он используется для печати каталогов и книг. Еще раз сложим лист, и у Вас в руках бумага формата А4. Как раз ее и используют для принтеров или печати листовок. Продолжим это странное занятие. И последовательно получим форматы А5, А6… В формате А5 печатается большинство «брошюрок». Пишу это слово в кавычках не случайно. Что такое БРОШЮРА мы поговорим чуть позже. Формат А6 традиционно используют для печати почтовых открыток. А теперь предлагаю оторваться от экрана компьютера и посмотреть на книжную полку. Если на ней много изданий, то, скорее всего, они будут отличаться по размерам. Дело в том, что используют для печати книг разный изначальный формат бумаги. Это может быть 600 х900 мм, а может 700х1000 мм. И когда Вы будете складывать листы до желаемого размера, то они, естественно, будут отличаться друг от друга. Тогда полиграфисты придумали универсальную формулировку. Печатный лист сложенный пополам – ½ . Далее – ¼ , 1/8, 1/16 , 1/32 …доля листа. И к этой дробной цифре делают приписку. Например, 1/8 60х90. То есть издание напечатано на бумаге 600х900 мм в восьмую долю листа. В данном случае это А4 формат. Но 1/8 70х100 уже А4 форматом никак считать нельзя. Этот лист будет больше по размеру. На последней странице книг принято писать формат издания. И если внимательно посмотреть, то Вы увидите, что формат может быть одинаковым, скажем, 1/16. А размер бумаги – разный. Вот почему книги на полке отличаются по размерам друг от друга. Для чего делают книги и другие издания разными? Это вопрос к оформителям (прочитайте обязательно и их рассказ). Но если Заказчику сложно запомнить все это, то проще сказать «сколько точно в миллиметрах». 

А теперь вновь вернемся к листовкам. Итак, какой размер может быть у листовки? Ответ – любой. Все зависит от Вас. От Вашего желания как можно лучше донести информацию до потребителя. Все зависит от Вашего воображения. Но для типографии важно не что написано-нарисовано на листовке, а ее РАЗМЕР. Достаточно типичный разговор с Заказчиком: 

-Нам бы листовок напечатать… 
-Каких, какого размера?  
- Ну,… обычных… таких … 

И это не выдумка, а довольно распространенный случай. Если у Вас уже есть макет, посмотрите под какой ФОРМАТ макет создан. Трудно – возьмите линейку и ответ будет самым точным. Если же макета еще нет, то вариантов несколько. Можно взять для вашей будущей листовки бумагу формата А4, можно создать листовку и на половине этого формата. А можно и на одной третьей – 100х210 мм. Такие листовки называют ФЛАЙЕРС. Тоесть летящий. Такие листовки чаще всего используют как «разброску» на улицах или по почтовым ящикам. А прилетел флайерс из Европы. Именно такой размер у евро конверта. И последнее, что хотелось сказать о листовках – запечатана она может быть и с двух сторон. 

Еще одно обязательное уточнение-напоминание. У листа бумаги – две стороны. Каждая называется полосой. В книге или брошюре каждая полоса или страница имеет свой номер. Страница – полоса может быть запечатана чем либо или быть пустой. Главное, что мы ее обязательно считаем. Несколькими строчками ниже станет понятно для чего это уточнение – напоминание. 

Следующими по сложности после листовки идут буклеты и лифлеты. На бумаге формата А4 можно напечатать небольшую «брошюрку». Для этого надо расположить текст и картинки не сплошным набором, а разместив их на двух частях листа. Чтобы было понятнее, сложите лист А4 пополам и пометьте карандашом номера страниц 1-2-3-4. Вот такое изделие и называется БУКЛЕТ. Обратите внимание. Страниц-полос ЧЕТЫРЕ. Их не может быть три или пять. Однако, часто от Заказчика слышим просьбу напечатать «книжку» на 13 или 17 страниц. Ошибка возникает из-за того, что набирая текст Заказчик видит на экране только набранные полосы, забывая о кратности страниц четырем. Но есть, конечно, и исключения из правил. О них чуть позже. ЛИФЛЕТ считают разновидностью буклета. В таком изделии шесть узеньких полос-страниц, размером 99х210 мм. Печатают их с двух сторон на листе А4. Затем складывают два раза. Получилась тоненькая книжечка, которую можно положить в евро конверт. Если же обобщить все, то буклетом можно считать любое изделие, любого формата, в котором количество полос начинается от четырех. 

Вот мы и добрались до БРОШЮР. Слово это в переводе обозначает – скрепить. То есть, если Вы возьмете, скажем, два четырехполосных буклета, положите один на другой (это называется блок), и по середине степлером скрепите скобкой, то вот она, пожалуйста, БРОШЮРА. Страниц в такой примитивной книжице может быть до 48. Почему не больше? Тяжело пробить такую толщину бумаги даже типографским степлером – проволокошвейной машиной. Есть и еще неприятности. Чем больше листов мы накидываем друг на друга, тем толще становится блок и верхние листы становятся зрительно короче. А сама брошюра стремится раскрыться по середине. Полиграфисты про такое говорят «рот открывает». Формат брошюр может быть любой. Главное – это не периодическое издание. Иначе - это журнал или газета. А как быть и как называть то, что имеет больше страниц? 

Это уже книга. В таких изданиях уже используют различные способы крепления блока и обложки. Да и сама обложка становится сложнее, но и интереснее. Чтобы скрепить многостраничную в книгу, в типографии Вам предложат два варианта. Либо прошить блок ниткой или склеить. Первый способ – надежный и долговременный. Книга не развалится от частого перелистывания. Клеевой же способ – больше рассчитан на небольшие тиражи и не столь долгую жизнь издания. Такие же по «живучести» варианты и у обложки. Ее можно изготовить «мягкой». То есть из бумаги. Или «жесткой». Для нее используют картон, который обклеивают бумагой или тканью. В выборе оформления книги все зависит уже от Вашего желания и бюджета. Но о том, что сколько стоит – рассказ в другой главе.


Ключевые слова:  печать плакатов и афиш, печать каталогов, печать листовок, евроконвертфс

Возврат к списку