(495) 788-80-51
(495) 788-80-52

print@lquest.ru

Спецпредложения

Оборудование

Мы печатаем:



Из свежеотпечатанного. Наши новые работы

Полиграфия. История и современность

Виды послепечатной отделки

Послепечатная отделка оттиска занимает в современной полиграфии важное место и позволяет придать изделию уникальные черты, сделать его более долговечным и запоминающимся. Для многих видов полиграфической продукции отделка является необходимой составляющей. Карманные календарики приобретают свой законченный и привычный вид только после ламинации и скругления углов. Обложкам брошюр и каталогов придают долговечность лакировка или ламинация, а дополнительную выразительность выборочная УФ-лакировка.

Рассмотрим основные виды послепечатной отделки:


Лакирование

Лакирование полиграфического оттиска выполняет как защитную функцию – защищает от истирания, так и придает дополнительный глянец или эффект однородной матовой поверхности. В дополнительной защите от истирания нуждается продукция длительного использования, в частности обложки брошюр и книг. Также важная задача лакирования -защита интенсивных «плашек» на полиграфическом оттиске, в первую очередь темных тонов.

Наиболее широкое распространения получили офсетный, водно-дисперсионный (ВД-лак) и УФ-лак. Все перечисленные лаки бывают как глянцевые так и матовые.

Офсетный лак обладает одинаковой структурой с офсетными красками. Он также как и краски наносится через красочный аппарат печатной секции. Тонкий слой офсетного лака практически неразлечим на глаз, но придает дополнительную защиту оттиску. Офсетный лак – самый недорогой в линейке различных лаков.

Вд лак обладает свойствами сходными с офсетными лаками, но в отличие от офсетного не желтеет по прошествии длительного времени.  ВД-лак быстро высыхает на оттиске и ускоряет фиксацию красок. На машинах с дополнительной лакировальной секцией ВД-лак наносится в линию.

Уф-лакирование – покрытие печатного оттиска УФ-лаком

УФ-лак (лак УФ-отверждения) – раствор акриловых смол и жидких полимеров, которые закрепляются на листе исключительно посредством УФ-отверждения, при котором в процессе химической поляризации в течении долей секунды образуется лаковая пленка.

УФ-лакирование - наиболее дорогостоящий, но вместе с тем наиболее действенный способ лакирования. Слой УФ-лака придает максимальный декоративный эффект, одновременно наилучшим образом защищая печатный оттиск от внешнего воздействия.

Все виды полиграфических лаков могут наносится как в линию с печатью, так и отдельно. Нанесение лака одновременно с печатью (последней секцией печатной машины) называется лакирование «по сырому», тогда как последующее лакирование высохшего оттиска отдельными прогоном, называют лакированием «по сухому».

Лакировать можно как все изображение, так и отдельные элементы оттиска. При выборочном УФ-лакировании достигается значительный контраст между залакированными и незалакированными участками изделия.

Ламинирование

Ламинирование заключается в нанесении (прикатке) к запечатанному листу различных пленок, для улучшения презентабельности изделия и защиты его от внешних воздействий.

Пленки для ламинации делятся на матовую, глянцевую и текстурную и имеют различную толщину. Наиболее широко применяются тонкие пленки 25-32 мкм, они наиболее экономичны и удобны в прикатке. Вместе с тем доступны в использовании более плотные пленки до 250 мкм и выше, они применяются, как правило, при ламинации небольших тиражей и могут придать высокую жесткость и плотность изделию, сравнимую с пластиковой картой.

Глянцевая пленка мало искажает цвета, придает эффект большей насыщенности, но легче царапается и создает эффект «бликования». Матовая же пленка, напротив, меньше подвержена внешним воздействиям, не бликует, но при этом приглушает и скрадывает цвета.

Ламинирование широко применяется для изготовления карманных календариков, топов и рекламных подложек квартальных календарей, обложек книг и брошюр и т.д. Полиграфического изделия можно подвергнуть как одностороннему так и двустороннему ламинированию. Не рекомендуется одностороннее ламинирование тонких (до 150 гр/м2) бумаг из-за эффекта скручивания.

Ламинирование делится на холодное и горячее. При горячей ламинации происходит разогрев клеящего слоя с одной стороны пленки и его прикатка валами ламинатора на лист. Холодное ламинирование применяется для материалов, которые боятся нагрева (винил, баннер, пленка), для которых не подходит горячее ламинирование.

Тиснение и конгрев

Тиснение – один из видов послепечатной отделки полиграфической продукции, основанной на припрессовке фольги или получения выпуклого (вдавленного) изображения без применения фольги. Тиснение может выполняться горячим или холодным способом.

Различают несколько видов тиснение. Самое распространенное – тиснение фольгой. Фольга для тиснения используется под цвет серебра, золота, различных однотонных цветов, а также перламутровая и голографическая.

Блинтовое или слепое тиснение (от нем. blint – слепой) тиснение с помощью клише, но без использования фольги, для получения оттиска с гладкой поверхностью на в целом негладком материале (на текстурной дизайнерской бумаге, на коже). Для получения наибольшей гладкости могут быть использованы специальные пленки.

Конгрев (конгревное тиснение) получили свое название от имени английского изобретателя У.Конгрева, жившего на рубеже XVIII-XIX  веков. При конгревное тиснении без фольги с помощью клише и ответной части (противоклише) получают выпуклое изображение. Конгревное тиснение производится или без подогрева или с подогревом до 60 градусов по Цельсию. Конгрев позволяет получать изображение напоминающее барельеф. Различают окрашенный и неокрашенный (слепой) конгрев.

Досточно редко в российских типографиях применяют «обратный конгрев», при котором происходит обнижение изображения ниже уровня материала.

Термоподъем (термоподнятие)

Отделка полиграфического оттиска (чаще всего визиток), при котором достигается эффект рельефного или «приподнятого изображения. Для получения термоподъема на еще сырую краску насыпается специальный термографический порошок, а затем лист с печатью подвергается нагреву, причем прилипший к краске порошок вспенивается, за счет чего достигается эффект выпуклого изображения.

Термоподъем можно производить как при печати офсетом так и шелкотрафаретом (шелкография). Главное условие – наличие на оттиске еще сырой краски, к которой прилипнет термографический порошок. Сушка оттиска с нанесенным на него порошком, может осуществляться как в специальных термографическим аппаратах, так при небольших объемах, более кустарным образом, например, строительным феном.

Термоподъем имеет свои ограничения: на мелких изображения – линиях толщиной меньше 0,2 мм, соответственно с использованием шрифтов менее 8 кегля выполнить такую отделку весьма сложно.

Для термоподъема различных изображений используются более мелко- или крупнозернистые порошки. Для подъема более мелких изображений используются более мелкие порошки. Для получения эффекта равномерного подъема достаточно большого по площади элемента нужного использовать крупные порошки. Обычно для термоподъема используют прозрачный порошок, который при вспенивании окрашивается в цвет краски. Также выпускаются порошки различных цветов и с металлическими оттенками под серебро и золото.

Вырубка

Вырубка (высечка) в полиграфии как способ отделки позволяет придать изделию форму отличную от прямоугольной и/или создать в изделии декоративные прорезные элементы.

Вырубка полиграфического изделия производится на специальной вырубном оборудовании (различных типов и форматов), с использованием заранее изготовленного вырубного штампа, несущего на себя определенного контура ножи.

Умелое сочетание видов полиграфической отделки позволяет получить презентабельное и долговечное печатное изделие.


Ключевые слова:  послепечатная отделка оттиска, лакирование, уф-лакирование, ламинирование, тиснение и конгрев, термоподъем, вырубка

Возврат к списку